Генменеджер объяснил, почему Кузнецов не перешел в Трактор и зачем челябинцам канадский тренер
Доволен сменой тренера
— На предсезонных матчах заметно, как эмоционально вы празднуете голы "Трактора". О чем это говорит? Необычно видеть вас таким на публике.
— Я многое переосмыслил в своем отношении к информации, которая через меня проходит. Меня очень увлекают лекции на темы саморазвития и избавления от ненужных привычек. Я вовсе не такой закрытый человек, каким могу казаться на первый взгляд. Считаю себя довольно эмоциональным, но стараюсь эти эмоции контролировать.
Жизнь слишком коротка, чтобы накапливать в себе негатив или держать обиды. Я пришел к осознанию, что человек учится на протяжении всей своей жизни, с самого рождения. Сейчас мне особенно интересно работать над своими слабыми сторонами.
Этим летом было много негативных моментов, и я научился с этим справляться. Мы приняли непростое, но осознанное решение о смене главного тренера, и я уверен, что это был правильный шаг.
Каждый день работы в "Тракторе" приносит мне радость. Я стремлюсь подходить к своему делу с максимальной ответственностью и профессионализмом. Особенно приятно наблюдать, как идет процесс тренировок и как ребята получают от него удовольствие. Это приносит удовлетворение с разных сторон.
Я стараюсь излучать уверенность, потому что верю в известную поговорку:
"Что излучаешь, то и получаешь". Не хочу распространять негатив, ведь его в нашей жизни и так хватает.
— Вы осознаете, что заменив Заварухина, берете на себя огромный риск и в случае неудачи окажетесь под ударом?
— После завершения сезона я переживал и был внутренне недоволен. Конечно, многие радовались, ведь мы обыграли сильных соперников. Но когда в полуфинале всё рухнуло и мы проиграли "Локомотиву" со счетом 0:4, я задумался: "Что дальше?" У нас был выбор — либо довольствоваться достигнутым, либо сделать выводы и перейти на новый уровень. Эти размышления я обсудил с Иваном Анатольевичем Савиным и руководством клуба.
Когда нас принимал губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер, мы обсудили будущее клуба. Я озвучил свою нестандартную точку зрения: для болельщиков наш результат — это успех, но мы должны строить более качественный процесс с грамотным управлением и здоровой атмосферой.
Если бы руководство клуба не поддержало меня, мы не смогли бы внести эти изменения. Я очень благодарен высшему руководству, что они поняли мои идеи и дали нам возможность развиваться дальше. Несмотря на мнения со стороны, что тренер-иностранец не сможет добиться успеха, мне удалось донести важность этого шага.
Окончательные результаты мы увидим в конце сезона, но уже сейчас я доволен нашим решением и уверен, что оно правильное. Мы начинаем видеть плоды этих изменений. Это не просто оптимизм, а реальная позитивная динамика, которую ощущают и тренерский штаб, и, главное, сами игроки.
Я вижу, как ребята реагируют на нововведения нового тренерского штаба, и как это отражается на их игре.
— Это самое смелое решение в вашей карьере?
— На самом деле, самым смелым шагом для меня был уход из "Авангарда". Многие тогда не поняли, ушел ли я по собственному желанию. Я уходил в никуда, потому что работа в Омске перестала приносить радость и разрушала меня изнутри. Это было неправильно, и я принял решение поставить на первое место себя, свою семью и собственное спокойствие.
— Насколько глубоко губернатор погружен в дела клуба? Ведь он практически на каждом матче "Трактора".
— Без лишнего пафоса скажу, что человек его ранга находит время и проявляет огромную страсть ко всему, что связано с хоккеем. Его участие в наших ежедневных делах сравнимо с тем, как топ-менеджеры вовлечены в управление любым хоккейным клубом.
Я считаю, что Алексей Леонидович заслуженно получил приз как лучший руководитель КХЛ. Многие недооценивают его вклад в успехи клуба, но если спросить у игроков, как выстроена работа и насколько популяризирован хоккей не только в Челябинске, но и по всей области, станет очевидно, что без его активного участия "Трактор" не достиг бы таких высот.
— Ранее генеральный директор Иван Савин активно участвовал в селекционных вопросах и переговорах. Как сейчас строится ваше взаимодействие в хоккейных операциях?
— Иван Анатольевич по-прежнему участвует во всех трансферных вопросах и хорошо знаком с тем, что происходит внутри команды. Он играет важную роль в этом механизме и прекрасно справляется со своей работой. При нем "Трактор" функционирует на уровне топ-клуба.
В данный момент он полностью доверил мне всю спортивную часть. Он понимает, что мы сделали шаг вперед и подняли планку, доверившись нам с Беном в вопросах селекции. У нас нет никаких недопониманий.
— Не было опасений, что Гру не справится с русским менталитетом?— Рынок тренеров был ограничен, но почему вы уверены, что выбор Гру был правильным?
— Бен — очень необычный канадец. Я знаю многих его соотечественников, и у Гру более европейский подход, что помогает ему лучше взаимодействовать с игроками с других континентов.
Он человек с интересной и весомой личностью. В наших профессиональных разговорах всегда проявлялись его харизма и внутренний стержень, что давало мне уверенность в правильности выбора. Было ясно, что он не только предъявит высокие требования к игрокам, но и наладит общение со всеми в клубе.При этом его харизма — не показная, а естественная. Я был абсолютно уверен, что он сильный и опытный тренер. Гру достиг того этапа, когда ему нужен был новый вызов, и хотя у него были хорошие предложения, до последнего момента мы не знали, решится ли он.
Не было сомнений, что он справится с русским менталитетом. Бен космополитичен, открыт и готов слушать. Если он допускает ошибки или не понимает что-то, он всегда готов выслушать чужое мнение, что крайне важно.
Мы видели примеры канадских тренеров, которые пытались навязать свои правила и не достигали успеха в КХЛ. Они не адаптировались к другой культуре и менталитету.
— Со стороны кажется, что он хорошо адаптируется.
— Бен задал мне интересный вопрос: «Если я соглашусь на эту работу, что вы ждете от меня как от тренера и человека?» Я ответил, что уверен в его тренерских способностях, которые также отмечали другие люди.
Даже Том Ренни, глава Hockey Canada, подчеркивал, что Гру установил высокие стандарты для тренеров молодежной сборной Канады, и после него никто не смог достичь такого уровня. И это касается не только игры, но и взаимодействия с людьми, работы в условиях стресса. Молодежная сборная в Канаде — это испытание, и выдержать его может не каждый тренер.
— Он, вероятно, знал, что Челябинск — тоже своеобразное испытание.
— Точно. Бен устойчив к стрессу и будет следовать своему плану. Я сказал ему, что главное — оставаться собой, не пытаться копировать кого-то.
— Главное — не подражать Хартли.
— Бену важно оставаться самим собой, но также открытым к новым мнениям. В КХЛ много нюансов, и он еще не знает их всех. Главное — быть готовым к новым знаниям.
Моя задача — донести до него, что клуб готов помочь. Я сразу сказал, что хочу быть для него партнером, а не усложнять рабочие процессы.
— Видите ли вы, что он одинаково относится ко всем игрокам?
— Он одинаково требователен ко всем, независимо от того, легионер это или местный игрок. У него одинаковые стандарты как для ведущих хоккеистов, так и для молодых игроков, будь то парень из Челябинска или Квебека.
Мы сразу понимали, что он выстроит четкую систему, где все будут знать свои обязанности. У нас есть эмблема на груди, которая символизирует клуб, и эти принципы усиливают наши шансы на успех в плей-офф.
— Вы часто присутствуете на тренировках. Какие особенности привнес Гру?
— Каждое упражнение у Гру имеет свой смысл и моделирует игровые ситуации. Даже обычные броски на разминке не должны быть стандартными.
Его тренировки построены на четких правилах и деталях, которые необходимо соблюдать. Хотя для некоторых игроков это в новинку, системность команды не должна подавлять креатив в атаке, что уже заметно по сыгранным матчам.— В команду приехал 30-летний Рафаэль Рише, чтобы помогать Гру. Как восприняли такого молодого тренера, который не имел серьезной игровой карьеры?
— Это один из самых частых вопросов. Мы абсолютно уверены в Рафаэле. Он обладает огромным багажом знаний и всегда интересно общается. Рише не производит впечатление человека, попавшего в клуб благодаря чьей-то протекции.
— Говорят, что он настоящий хоккейный гик.
— Игроки уже успели оценить его знания и умение налаживать контакт. Это важный момент, когда люди могут понять друг друга, даже если говорят на разных языках.
Игроки регулярно приходят к нему за индивидуальными консультациями. Иногда приходится использовать помощь переводчика, хотя хоккейный сленг все более-менее понимают. Важно, что каждый игрок старается получить от него правильную информацию.Речь идет не просто о наборе видеороликов или чужих конспектов. Когда Рафаэль что-то объясняет, он всегда приводит аргументы. Даже опытные хоккеисты узнают что-то новое.
Показательный случай произошел в Омске, когда Рафаэль немного приболел, и многие игроки подошли к нему в аэропорту, чтобы узнать о его самочувствии. Это знак того, что его действительно уважают и ценят за проделанную работу, несмотря на короткий срок.
Коммуникация — это всегда ключ. Для победы в чемпионате недостаточно просто собрать хороших игроков, нужно завоевать их доверие. А для этого необходимы знания и умение правильно их применять.
— Многие считают, что ваш ассистент Юрий Кузьменков — это ваш человек в тренерском штабе, которого поставили для того, чтобы докладывать о состоянии команды.
— Юрий был выбран на эту должность через конкурс. Я его никак не продвигал. Могу лишь сказать, что это надежный человек, с которым мы проработали бок о бок два с половиной года в «Авангарде».
Кузьменков — настоящий профессионал и человек с высоким уровнем порядочности. У него есть соответствующее тренерское образование. Мало кто знает, что он тренировал молодежную команду в Нидерландах в конце своей карьеры игрока, где одним из его воспитанников был Даниэль Спронг.
Позже он стал работать селекционером и занимался менеджерскими вопросами. Даже Хартли в Омске был впечатлен его глубокими познаниями в хоккее. Могу честно признаться, что Юрий знает о хоккее больше, чем я.Повторюсь, Кузьменков прошел серьезный путь, и его профессионализм был оценен Беном. Для тех, кто считает его моим "смотрящим" в раздевалке, скажу, что он — настоящий тренер, уже заслуживший уважение игроков. Если бы Юрий был другим человеком, ребята бы это сразу почувствовали и отвергли.
— В «Тракторе» когда-то работал скаутом Евгений Цыбук, который занимался легионерами в Северной Америке. Есть ли у вас сейчас специалист, помогающий с иностранными игроками?
— Нет, Цыбук уже давно не работает с «Трактором». Сейчас я использую свои связи. Уже давно поддерживаю контакт с российскими скаутами в клубах НХЛ. Когда работал в ЦСКА, два сезона занимался подбором иностранных игроков.
Что я делаю? Смотрю смены игроков через InStat, собираю базу данных тех, кто мне интересен. Не ограничиваюсь одним просмотром — слежу за игроками в течение месяца, полугода или целого сезона.
Многие, кого я отслеживал еще в ЦСКА, до сих пор играют. Мне часто говорят, что я трачу много времени на просмотры хоккея. Но как генеральный менеджер я должен быть в курсе, как игроки показывают себя здесь и сейчас. Если кто-то ранее хорошо играл, но сейчас упал в форме, это может стать большим риском.Наши клубные скауты в основном работают с игроками из ВХЛ и МХЛ. Основная команда требует много времени, поэтому я доверяю своим помощникам — они делают отличную работу внутри системы.
С внешней стороны я получаю информацию от многих людей. Это не самореклама, но я поддерживаю доверительные отношения с опытными людьми в хоккейном мире — от тренеров до генеральных менеджеров.
— Можно ли сказать, что Квебек становится ключевым рынком для вас? Говорят, что во время игры за «Галифакс» в QMJHL вы жили в одной «временной» семье с Заком Фукале.
— Думаю, что ничего в жизни не бывает случайным. Все этапы, через которые мы проходим, учат нас чему-то важному: это может быть испытание или часть общей картины.
Да, связь с Галифаксом очевидна. Я очень благодарен этому периоду своей жизни. Этот город мне до сих пор снится. Вы правы, Зак играл в «Мусхэдс», а сын Бена тоже успешно выступал за эту команду.
Галифакс объединил многих из тех, кто сейчас работает в «Тракторе». Возможно, судьба привела нас всех в Челябинск по какой-то причине. Что это за причина — покажет время.