Нужны ли Формуле 1 новые команды?

В этой стать расскажем: как можно присоединиться к Форуле-1, какие команды претендуют на выступление в «клубе избранных», а также – нуждается ли сама королевская гонка в пополнении.

Формула 1 – «закрытый клуб по интересам»

Вы заметили? В отличие от остальных гоночных серий, где смена команд происходит активно и в ежегодном режиме, даже включая новоявленный чемпионат мира Формулы Е, Формулу 1 можно назвать «закрытым клубом по интересам». Здесь новые команды появляются крайне редко, и такое появление мало у кого вызывает восторг. А условия, на которых новичка могут принять в чемпионат, усложняются с каждым годом. Да и выжить в Формуле 1 не слишком просто.

Мы сейчас говорим не о новых преемниках старой команды, а о создании действительно новой — как это произошло последний раз при появлении пять лет тому назад команды Haas. Причем американцы выбрали для себя самую жизнеспособную схему из всех возможных.

Формула 1 – «закрытый клуб по интересам»

Членский взнос Формулы-1

Новые команды предпринимают попытки ворваться в Формулу 1 на протяжении всего времени ее существования, и если в прошлом веке сделать это было не так уж и сложно, хотя все равно весьма и весьма дорого, то в ХХI веке проблема стала ощутимей. И причина тому кроется в системе распределения призовых и «входном билете» стоимостью в 200 млн долларов, объявленном в 2019 году.

В прошлом году был подписан очередной Договор согласия — с новыми условиями участия в Ф1, пересмотренной системой распределения выплат призовых, ограничениями бюджета и новым техрегламентом. Все десять команд единогласно подписали новый договор и оказались готовы «встряхнуть» чемпионат с одной целью: чтобы не просто выжить, но и запустить новую бизнес-схему наподобие той, что используется в американском спорте.

Подобное сокращение бюджета уже пытались принять один раз — в 2009 году. Тогда это повлекло за собой серьезный конфликт интересов, но также и привело к появлению новых команд.

В этот раз принятый регламент по сокращению затрат противостояния не вызвал, но все так же обещает стать привлекательным для новичков. Однако пока, надо сказать, валом они не валят, и одна из причин этого — высокая цена входного билета для каждой новой команды: 200 миллионов долларов.

Да-да, именно такую сумму нужно разово внести в бюджет чемпионата, чтобы в принципе начать разговор об участии в Формуле 1. Откуда взялась эта цифра? Это то, что называется «упреждающей компенсацией» или депозитом, хотя о возвращении его речи не идет.

Логика этого взноса следующая. Поскольку каждая дополнительная команда будет так или иначе участвовать в распределении доходов по итогам сезона, то все остальные лишатся своей части прибыли. Так что 200 млн долларов призваны компенсировать потери остальных команд в течение двух-трех лет.

Но главным смыслом является даже, наверное, не это. Формула 1 считает своим приоритетом защиту интересов уже существующих команд, а не тотальное приветствие всех новых, которые еще никак себя не зарекомендовали. Эти 200 млн долларов станут своеобразной защитой интересов таких команд, как Mclaren, Williams или Alfa Romeo. Это будет означать, что они не станут жертвой тех, кто, обладая нужными бюджетами, решит зайти в Формулу 1, используя ее как своеобразный PR-проект.

Подобный взнос может либо подтвердить прочность намерений, либо же заставить соискателя присоединиться к уже выступающей команде — или дождаться очередного возможного банкротства, чтобы перекупить имеющуюся платформу.


Задача владельцев Формулы 1 — сделать чемпионат успешной бизнес-моделью и спортивной франшизой. С их точки зрения это поможет создать прочную основу для функционирования команд, а это, в свою очередь, приведет к более конкурентному и успешному чемпионату.


Опыт предыдущих команд присоединения к Формуле-1

Опыт предыдущих команд присоединения к Формуле-1

Речь пойдет не о тех «новых» командах, которые возникали на основе предыдущих, а о тех, что зарождались с нуля, создавая всю структуру с самого начала. Как раз преемственность команд (например, Tyrell — Mercedes или Jordan — Aston Martin) и подтверждают тот факт, что войти в Формулу 1 легче и дешевле, купив уже имевшуюся, но разорившуюся команду, дать ей новое имя и вдохнуть новую жизнь, нежели строить все с нуля.

Если взять для рассмотрения уже новый, ХХI век, то подобный героизм можно считать условно удавшимся Haas, однако пять лет функционирования еще не тот срок, когда эксперимент можно считать состоявшимся. У нас есть пример той же Toyota, которые просуществовали восемь лет с 2002 по 2009 год, а затем были вынуждены закрыть команду просто потому, что не потянули таких расходов в сочетании с невысокой результативностью выступлений.

Super Aguri продержались чуть более двух лет — с 2006-го по середину 2008-го — но и их гоночная история закончилась из-за финансовой несостоятельности. Та же судьба постигла и HRT (2010–2012), но там даже все было еще грустнее: в своей первоначальной форме они вообще не вышли на старты — их выкупил другой владелец, но и он продержался лишь один сезон. Следующий инвестор еще раз перекупил команду, но уже через сезон отказался от своих амбиций. Команда почила в бозе.

Еще один из примеров — Lotus, впоследствии ставший Caterham. Дебютировав в 2010 году, после сезона-2014 они также ушли из чемпионата.

Формула-1: кризис и причины ухода команд

В 2010-м же дебютировала и еще одна команда, чья судьба оказалась самой долгой из тех четырех команд, что были запущены в том году: Virgin.

В 2012-м на четыре года она стала Marussia (хотя в последний год владелец был уже другой), а в 2016-м еще на год продлила свое существование под именем Manor. Тот факт, что в конце сезона, заняв последнее место, Manor остался без призовых, окончательно решил его судьбу.

Ну и самая печальная история касается так и не состоявшейся команды — USF1. Эта американская команда должна была дебютировать в 2010-м, однако сделать это у них не получилось, и в июне 2010 года команда официально закрылась, так и не приняв ни одного старта.

Причина долгой «задержки» Haas в Формуле-1

Формула-1: кризис и причины ухода команд

Как вы заметили, четыре из названных команд дебютировали — или собирались дебютировать в 2010 году. Интересно, что своеобразным стимулом к этому стал кризис, разыгравшийся накануне этого сезона в Формуле 1, и природа этого кризиса очень похожа на ту, что потребовала в прошедшие два года от команд принять окончательное решение по ограничению бюджетов. Но если в этот раз все команды фактически единогласно согласились на решение по ограничению бюджетов, и оно было принято, то в 2009-м это привело к серьезному расколу между FIA и FOTA (Ассоциация команд Формулы 1). Проблема заключалась как в получении призовых, так и в том, что FIA планировали ввести «двойной регламент» для тех, кто с ними, и для тех, кто нет. Конфликт достиг такого масштаба, что большая часть команд вообще хотела отказаться от участия в Формуле 1; Sauber даже объявили о своем уходе, возникла идея создать альтернативный чемпионат.

Новые игроки Формулы-1 из Азии

Не будем рассказывать эту историю подробно, важно, что в итоге ситуация стабилизировалась и был подписан новый Договор согласия. Однако решение по ограничению бюджетов в него не прошло, а именно оно было самым привлекательным для тех, кто предполагал провести в Формуле 1 свой первый сезон. В итоге четыре команды, планировавшие карьеру в Формуле 1, фактически остались «на бобах». Одна из них вообще отказалась от участия, а три других планомерно «сгорели» в ближайшие годы. А ведь на стартовой решетке сезона-2010 могло быть 26 автомобилей!

  • 2013 — 11 команд (минус HRT)
  • 2015 — 10 команд (минус Caterham)
  • 2016 — 11 команд (Manor еще держится, но уже присоединился Haas)
  • 2017 — 10 команд (минус Manor).

Причина долгой «задержки» Haas в Формуле-1

По сравнению с USF1 команда Haas сделала все гораздо рациональнее. У Джина Хааса перед входом в Формулу 1 уже была своя определенная база: опыт в автоспорте, успешная команда в NASCAR, которую они ведут совместно с Тони Стюартом, своя станкостроительная компания и ряд необходимых технических приспособлений, позволяющих свести к нулю определенные обязательные затраты.

Заручившись поддержкой Ferrari и заключив договор с Dallara, они получили моторы и шасси, а новый технический регламент позволил им не разрабатывать какие-то дорогостоящие запчасти самостоятельно, изобретая велосипед, а приобретать их у других команд.

Monaco F1 RT: новая команда Формулы-1?

На самом деле после 30-летнего перерыва Haas стал первой американской командой в Формуле 1. И своеобразной ласточкой появления американцев в чемпионате, который уже долгое время не был привлекателен для Нового Света. Вслед за Haas пришли Liberty Media, затем две семьи канадских миллионеров, также вложившихся в королевские гонки, а в 2020 году два крупнейших инвестора выкупили полностью Williams и треть акций команды McLaren.


Новые игроки Формулы-1 из Азии

Отсутствие новых команд среди участников Формулы 1 отнюдь не свидетельствует о том, что желающие войти в этот клуб перевелись. В 2017 году появилась новость о том, что Китай намерен принять участие в Формуле 1 со своей гоночной командой, когда в документах Британской регистрационной палаты была обнаружена компания China F1 Racing Team LTD. В этом нет ничего удивительного, учитывая, с каким упорством китайцы стараются проявить себя в топовом и современном автоспорте: нельзя забывать про их активное участие в той же Formula Е, Formula 2 и кузовных сериях. Два года спустя, а именно в 2019 году, спортивный директор чемпионата Росс Браун рассказал в интервью, что China F1 Racing Team продолжает оставаться заинтересованной в Формуле 1. А в дополнение к ним свой интерес проявила и еще одна команда из азиатского региона — Panthera Team Asia, которая даже построила базу недалеко от Сильверстоуна. Для своего стартапа они решили использовать ту же модель, что и Haas.


Интересны факт
Интересно, что в том же 2019 году еще одна команда прощупывала почву для участия в Формуле 1, на этот раз европейская: под предварительным названием Campos.
Изначально шла речь о тендере на 2021 год, но из-за переноса технического регламента и общего финансового кризиса их планы передвинулись на более поздний срок.


Появился определенный шанс, что в ближайшие годы пелотон вновь сможет расшириться до 11 команд. Почему нет? Формула 1 уже давно нуждается в дополнительных местах и новых героях. Но 200 млн долларов вступительного взноса явно стали камнем преткновения для появления новых гоночных коллективов.

Новый вектор политики Формулы-1

Разговоры о том, что подход руководства Формулы 1 к вступительному взносу может измениться, появились еще в конце прошлого года при Чейзе Кэри. А буквально неделю тому назад, в начале февраля, новый руководитель Формулы 1 Стефано Доменикали, заменивший на этом посту Чейза Кэри с 2021 года, уже во время своей первой пресс-конференции в новой должности подтвердил, что «при определенных обстоятельствах этого взноса можно избежать».

«Эта сумма является стоимостью франшизы команды, которая собирается участвовать в соревновании», — сказал Стефано Доменикали. — «По крайней мере, это так задумывалось».

Однако Доменикале добавил, что уплата подобного взноса командами на ранних стадиях их развития негативно отразится на подготовке команды к чемпионату, и Формула 1, возможно, изменит подход к этому вопросу. Вместе с тем Доменикали сообщил, что, несмотря на интерес и запросы от ряда компаний о стоимости входа в Формулу 1, вероятность того, что это случится в ближайшие годы, крайне невелика. «Скорее всего, это произойдет уже после новых поправок в техрегламент, связанных с моторами, т. е. в 2025–2026 годах».

Фраза нового директора чемпионата о том, что размер взноса возможно обсуждать, привела к тому, что сразу две команды объявили о своем активном интересе. Так, например, Panthera Racing Team заявили, что в данный момент рассматривают другие варианты участия в Формуле 1 помимо создания собственной команды, но аннулирование взноса может стать решающим фактором для создания собственной команды.

Также вновь активизировался еще один потенциальный участник Формулы 1, который с большим воодушевлением отнесся к заявлению Доменикали — Monaco F1 Racing Team.

Monaco F1 RT: новая команда Формулы-1?

Monaco F1 Racing Team появилась не на пустом месте. За ней стоит Сальваторе Гандольфо, создатель компании Monaco Increase Management. Именно он в 2019 году представлял проект базирующейся в Испании команды Campos Racing F1, ныне принимающей участие только в молодежных формульных сериях. Изменение названия с Campos на Monaco F1 можно легко объяснить договоренностями, которых Гандольфо достиг в переговорах с Автомобильным клубом Монако. Именно этот клуб пользуется серьезной репутацией в гоночных кругах и занимается организацией непосредственно этапа Формулы 1 в Монако, а также других спортивных мероприятий княжества. И он же готов взять шефство над новой командой.

После заявления Доменикали Сальваторе Гандольфо, сообщил, что уже сейчас готов подать заявку на участие в Формуле 1.


«Наш проект команды Monaco F1 Racing Team фактически стал первым, который обсуждался на самом серьезном уровне с руководством чемпионата еще в 2019 году, более того, мы даже начали подготавливать основы структуры команды и тщательно работали с новым регламентом, который должен был вступить в силу в 2021 году, но был отложен из-за пандемии», — сказал Сальваторе Гандольфо.


«Мы считаем, что недавнее заявление нового директора Формулы 1 Стефано Доменикали, в котором говорится о возможности отмены 200-миллионного вступительного взноса для новых команд, является шагом в правильном направлении. Мы ценим столь открытую позицию как руководства F1, так и FIA, и готовы предпринять необходимые шаги для завершения рассмотрения нашей заявки».

Пока, по предварительным сведениям, предполагается, что руководителем команды может стать бывший босс Ferrari и экс-управляющий директор Super Aguri Даниэле Одетто, а на роли пилотов в 2019 году рассматривали Паскаля Верляйна и пилота Indycar Алекса Палоу.

Заключение: Формула-1 снимут вступительный взнос или нет?

Пока все эти заявления о подаче заявок и готовности выступать в Формуле 1 выглядят не иначе как красивыми словами, которые могут трансформироваться в нужные действия, если для них будет создана благоприятная среда.

Таковыми условиями однозначно являются ограничения бюджетов и снижение затрат для команд, что позволит если не приблизиться к топовым коллективам, то, по крайней мере, конкурировать с командами третьего дивизиона.

Снятие вступительного взноса — или пересмотр его размера — также будет благоприятствовать появлению новых команд. Да, они будут участвовать в распределении прибыли и нарушат с таким трудом создаваемую «экосистему», но они смогут обеспечить приток свежей крови и создать новые рабочие места как в техническом составе команд (а сокращение в связи с кризисом количества рабочих мест в действующих коллективах привело к появлению большого числа соискателей), так и среди пилотов, и дать возможность молодым проявить себя там, где все вакансии уже давно распределены на несколько лет вперед.