Ян Непомнящий: «Шахматам нужно перейти на рейтинговую систему, как в теннисе»
Сильнейший шахматист России — о победе в Мемориале Гашимова, подготовке к ЧМ в Нью-Йорке и мечте выиграть Олимпиаду
В выходные в Шуше завершился Мемориал Вугара Гашимова, известный своим высококлассным составом участников. На этот раз в турнире, где за победу давали два очка, а за ничью — одно, приняли участие восемь гроссмейстеров, среди которых был Ян Непомнящий. По итогам турнира он набрал 19 очков, опередив Нодирбека Абдусатторова на одно очко, а Шахрияра Мамедьярова — на три. Владислав Артемьев отстал на 4,5 очка.
Кроме победы в Мемориале, Непомнящий также квалифицировался в финал Champions Chess Tour, который пройдет в декабре в Осло. Мы связались с ним, чтобы обсудить его недавние успехи и планы на следующий год, который будет ключевым в борьбе за шахматную корону.
БК Мелбет предлагает для своего клиента широкий список спортивных дисциплин, на которые можно совершать ставки, в зависимости от интереса, и получать неплохие бонусы по ним.
О турнире в Азербайджане и подготовке к чемпионату мира
— Какие партии стали для вас наиболее запоминающимися в Азербайджане?
— Трудно выделить что-то конкретное, когда играешь в быстрые шахматы. Сложно сопоставить оценку позиции с конечным результатом. Однако несколько партий были интересными, например, с Владом Артемьевым в рапиде и заключительная с Айдыном Сулейманлы, когда мне нужно было победить для обеспечения первого места.
— Вы давно не побеждали на крупных турнирах. Чувствовали ли что-то особенное после успеха?
— Честно говоря, не задумывался об этом.
— Вы играли одновременно в Мемориале Гашимова и онлайн в Julius Baer Generation Cup. Не было сложно?
— У меня есть опыт участия в нескольких турнирах одновременно, но я больше не планирую так делать. Играть весь день без перерыва — это слишком большая нагрузка.
— Кажется, вы играете постоянно, почти каждую неделю.
— Скорее, это так кажется. Летний график был очень насыщенным: все этапы Grand Chess Tour, командный ЧМ в Казахстане и много онлайн-турниров. Теперь у меня небольшой перерыв до конца года. У меня возникли проблемы с визой в Великобританию, поэтому я пропускаю Global Chess League-2024. Возможно, сыграю на WR Chess Masters Cup-2024 (14-18 октября), но это пока не точно.
— Вадим Розенштейн проводит WR Chess Masters Cup-2024 с нокаут-системой. Он пытается разнообразить шахматный календарь?
— Да, Вадим очень увлечен шахматами и постоянно генерирует новые идеи для турниров. Особенно мне понравился командный ЧМ, где играют мужчины, женщины и любители. В прошлом году прошло два таких турнира: Global Chess League и тот, что проводил Вадим с ФИДЕ. Оба успешно вписались в календарь.
— Ваша фотография с командного ЧМ, где вы наблюдаете за игрой Рихарда Раппорта против Магнуса Карлсена, стала мемом. Много сообщений получили?
— Да, до сих пор получают. Это забавный мем, хотя я не разделяю общего восторга по этому поводу.
— Илья Левитов комментировал ваши успехи, говоря о том, что в финалах играют сильные шахматисты. Как вы к этому относитесь?
— Это большая тема для обсуждения. Иногда в онлайн-шахматах смущает, когда ты проигрываешь мастеру, но, с другой стороны, в интернете ничего серьезного не происходит. А уверенности, что читерства не бывает в офлайн-играх, с каждым разом становится все меньше.
Моя мечта — выиграть Олимпиаду со сборной России
— Вы начали активно вести свой YouTube-канал и уже пригласили в «Неподкаст» таких гроссмейстеров, как Владимир Крамник и Александр Грищук. Планируете ли в ближайшее время провести эфир с другими известными шахматистами?
— Летом у меня было больше свободного времени, и я смог активнее заниматься каналом. Сейчас я ищу новых гостей и форматы. Не хочу переходить на развлекательный контент, но и серьезные видео не очень популярны. Аудитория больше настроена на более легкий подход. У меня есть много интересных российских шахматистов, которых еще не было в подкасте, а также можно пригласить тех, кто уже появлялся.
— Александр Грищук делился мечтой стать тренером на Олимпиаде и уже осуществил ее, работая с командой Ирана. Вас приглашали в Будапешт в качестве тренера? Интересно ли вам попробовать себя в этой роли в будущем?
— Нет, в Венгрию меня не звали. Моя настоящая мечта — выиграть Олимпиаду со сборной России, но по нынешним условиям это будет сложно, даже если мы получим допуск. Команды, в которых игроки набирают 9 из 10 или 10 из 11 очков на первых досках, выглядят впечатляюще. Надеюсь, что у нас появится новое молодое поколение, которое сможет составить серьезную конкуренцию. В Live-рейтинге лишь трое россиян имеют рейтинг выше 2700, кроме меня это Дмитрий Андрейкин и Владислав Артемьев. В классических шахматах сейчас действительно непростое время для наших спортсменов, так как отсутствуют сильные шахматисты, способные закрепиться в топ-10.
— Что еще вас впечатлило на Олимпиаде, помимо уверенной победы сборной Индии?
— Как я понял, в Будапеште сначала была ужасная засуха, а потом наводнение. Это явно запомнится участникам. (Смеется.) Если сравнивать с Олимпиадой в 2022 году в Ченнае, где Узбекистан сенсационно выиграл золото, то сейчас победила одна из двух команд-фаворитов, причем с разгромным счетом. Сборная США теряла очки против не самых сильных команд, а китайцам, в составе которых один из сильнейших — Дин Лижэнь, было крайне сложно противостоять индийцам. За женским турниром я не следил очень внимательно, но там тоже победила Индия, получив золотую медаль.
— В «Неподкасте» вы обсуждали с Грищуком систему FIDE Circuit, и он высказал мнение, что это одно из самых худших нововведений ФИДЕ за многие годы. Согласны с его мнением?
— Да, минусы данной системы определенно перевешивают плюсы. Основная проблема — это ее незрелость на данном этапе. В круговых турнирах, даже самых сильных, очки начисляются только за первые три места, тогда как в опенах — за десять. Например, в этом году на турнире претендентов в Торонто я поделил призовое место и получил за это очки, а в Бухаресте, заняв пятое место, не получил ничего. Хотя система должна была помочь молодым шахматистам, она приводит к несоответствию, и некоторые опены, о которых знали только постоянные участники, стали неожиданно популярными.
— Согласны ли с Евгением Томашевским, который считает, что сейчас опены — это настоящий центр шахмат?
— Отчасти да. Но важно понимать, что с появлением доступных дебютных курсов поднялся общий уровень игры. Система ЭЛО не успевает за новым притоком игроков. Опены становятся интереснее, но это всего лишь часть шахматного мира. Мне нравится идея проводить нокаут-турниры. Я обсуждал это с президентом ФИДЕ Аркадием Дворковичем. В идеале шахматы должны перейти на теннисную систему, где рейтинги будут действовать в течение года. С учетом современных изменений в шахматах это выглядит разумно. Поэтому я хотел бы, чтобы нокауты стали стандартом для крупных и, возможно, всех соревнований.
— Нокаут-система, как в Кубке мира?
— Да, возможно, с двойным выбыванием. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы у проигравшего был второй шанс.
Сыграть суперфинал-2025 было бы не лишним
— В этом году Магнус Карлсен объявил о запуске серии супертурниров по шахматам Фишера с призовым фондом в 10 миллионов евро. Связывались ли с вами организаторы? Планируете ли участвовать в этой серии?
— Да, я общался с организаторами. Они, скорее всего, смотрят на рейтинг и выбирают первых 20-25 шахматистов. Однако больше конкретной информации у меня нет. Несмотря на громкий анонс, сроки проведения турниров пока неизвестны. Я буду следить за развитием событий.
— На последнем чемпионате мира по шахматам Фишера вы обыграли Карлсена, но в финале, к сожалению, уступили Хикару Накамуре. Грустные воспоминания?
— Да, это было неприятно. Когда мне была нужна ничья, я проиграл очень сильную позицию Хикару. Однако это особенность армагеддона. В целом шахматы Фишера хороши тем, что позволяют больше отдыхать и заниматься приятными делами, чем готовиться к партиям и изучать дебюты. Важные решения принимаются за доской.
— В этом году прошло несколько опенов с форматом «две классические партии в день». Это тоже позволяет меньше готовиться и дает возможность проявить нестандартные идеи?
— Я бы не сказал, что подготовка снижается. Наоборот, ее становится больше, так как нужно готовиться к двум соперникам сразу. Такой формат имеет право на существование, но мне кажется, что это соревнования на износ, которые проводились, когда организаторы стремились сэкономить время. Это, пожалуй, была основная мотивация. Но с увеличением плотности календаря, возможно, просто пытаются избежать накладок. Я сам недавно оказался в таком положении, играя в двух разных турнирах — днем и вечером. Такой график подойдет для истинных любителей, но постоянно выступать в таком ритме довольно сложно.
— Уже строили планы на следующий год? Есть вероятность, что мы увидим вас на «Аэрофлот опен»?
— Пока не знаю. Следующий год будет очень важным для меня в рамках FIDE Circuit и борьбы за место на турнире претендентов. Кубок мира и «Большая швейцарка» дадут в сумме пять мест на турнир претендентов, и еще два места предоставит FIDE Circuit. Поэтому до конца октября у меня будет свободное время, а затем я начну планировать следующий сезон. Необходимо найти подходящие турниры и составить четкий календарь — это важный элемент подготовки. В следующем году ключевыми турнирами будут Кубок мира и «Большая швейцарка», но и другие турниры также имеют значение из-за новых правил отбора.
— Заработанные очки в суперфинале чемпионата России будут засчитаны в систему FIDE Circuit?
— Один внутренний турнир идет в зачет. Поэтому сыграть суперфинал было бы полезно, но есть несколько нюансов. Во-первых, чемпионат России всегда проходит в независимые сроки. Например, в этом году он проходил летом, когда у меня уже была запланирована поездка в Сент-Луис, как и в 2022 году. Если провести суперфинал в более разумные сроки, то шансы на участие увеличатся. Во-вторых, с тем составом, который собирается на суперфиналы, много очков Circuit не заработать. Выигрывая сильный круговой турнир, можно получить около 25 очков, а в чемпионате России — максимум 16-17.
Постараюсь отдельно подготовиться к ЧМ по рапиду и блицу
— В конце декабря планируете участвовать в чемпионате мира по рапиду и блицу в Нью-Йорке?
— Хотел бы принять участие, у меня есть действующая виза в США. Понимаю, что встречать Новый год не дома — это необычно, но, с другой стороны, Нью-Йорк — это не то место, где можно соскучиться. В этом году я постараюсь тщательно подготовиться к чемпионату мира, так как мой календарь относительно свободен. Обычно я приезжал на эти турниры и играл импровизационно. Может быть, в этом году подготовка будет более серьезной. Но нужно дождаться информации о дате финала Champions Chess Tour в Норвегии.
— Ваш менеджер Зоя Арнацкая активно развивает шахматную платформу myChess. Как вы относитесь к этому проекту, и насколько глубоко вы в него вовлечены?
— Я помогал на начальном этапе создания платформы, давал рекомендации, чтобы сделать ее более удобной для игроков. Моя экспертиза, как человека, который много играл в шахматы, помогла в этом. Я провел много времени на крупных игровых платформах, когда был моложе. У меня есть аккаунт на myChess, иногда я захожу, чтобы поиграть, но пока платформа только начинает развиваться.
— Как вы считаете, возможно ли, что в будущем на myChess будут проводиться столь популярные турниры для гроссмейстеров, как на Chess.com?
— Почему бы и нет? Все зависит от популярности и организационных моментов, включая контроль за читерством. У myChess есть свои особенности в этом плане, но на данный момент рынок онлайн-шахмат в значительной степени контролируется другими платформами.