Технологии в футболе. Прошлое, настоящее и будущее

Технологии в футболе. Прошлое, настоящее и будущее
За прошедшие полторы сотни лет правила футбола постоянно совершенствовались. В ногу со временем шли и технологии. Качество технологий, применяемых в футболе, зависело от уровня научного прогресса.

Как все начиналось


Футбольная ассоциация Англии 7 декабря 1863 году составила свод правил игры в футбол. Сказать, что в них было все продумано, ничего не сказать. Ведь арбитры первый раз использовали свисток только в 1878 году. Фиксация нарушений выполнялась с помощью голоса или колокольчика. В 1939 году посчитали нужным наносить номера на футболки. Так как первые телевизоры были черно-белыми, в 1951 году для удобства телетрансляций стали использовать белый мяч. До ЧМ 1998 резервные арбитры оповещали зрителей о заменах и компенсированном времени с помощью бумажных карточек. На том турнире впервые появилось электронное табло.

Футбольный мяч


В современном мяче от его собрата начала прошлого столетия осталось неизменным лишь два основных параметра: форма и размер. Кардинально изменилось содержание. История о том, каким мы привыкли видеть мяч для игры в футбол, берет свое начало в 1970 году. Тогда специально к Мундиалю в Мексике компания Adidas выпустила мяч «Telstar». С каждым десятилетием изменялся не только его дизайн, но и его характеристики. Современный мяч изготовлен из композитного материала на основе латекса. Это делает траекторию полета непредсказуемой. Но и удар игрока стал более прицельным.

Фиксация гола


Гол – это смысл игры в футбол. В истории не раз случались моменты, когда реальные голы не фиксировались, что влияло на конечный счет матча. Все началось с ЧМ 1966. В финале третий гол англичан, который в итоге стал победным, был очень спорным. На Мундиале 2010 года в четвертьфинале чистый гол Фрэнка Лэмпарда в ворота сборной Германии арбитры не засчитали. После этого уже всерьез задумались о внедрении технологии автоматической фиксации гола.

Исчезающий спрей


Еще одним know-how в футбола стала исчезающая пена. Популярность она обрела после ЧМ 2010. С помощью пены обозначается точка выполнения штрафного удара, расположение стенки при ударе.

Видеопомощник судьи VAR (Video Assistant Referee)


Международная организация футбола FIFA долгое время считала недопустимым введение видеоповторов в футболе. Однако рост числа судейских просчетов, несправедливости решений привело к тому, что международный совет футбольных ассоциаций IFAB одобрил введение видеоповторов. Начиная с сезона 2017/18, в ведущих чемпионатах Европы стали использоваться видеоповторы. На чемпионатах мира они впервые будут внедрены в 2018 году.

Из этой же области является использование компьютерной графики. Компьютер способен детально расчертить линию офсайда, зафиксировать аут, взятие ворот, определить нарушение правил в момент борьбы за мяч. Все чаще вокруг слышны мнения о том, что применять такие технологии нужно, чтобы в каждой конкретной ситуации на поле торжествовала справедливость.

Статистические выкладки


Современный футбол – это не только великолепные технически одаренные футболисты. Это, во-первых, противостояние тренерских идеи и установок. В 2002 году Майк Райт и Нобуйоши Хироцу из Университета Ланкастера были разработаны методы математического моделирования. Теперь тренеры следят за каждым игроком и знают: о скорости бега, количестве покрытой дистанции, качестве паса и многом другом. Ведение статистики в лайв-режиме вносить коррективы в командную игру.

Компьютерные игры


Хотелось бы вспомнить и о виртуальном мире. Футбол стал игрой миллиардов благодаря компьютерной игре от EA Sports. С каждым годом графика игры становится все естественнее. Движения игроков максимально приближены к реальности. Картинка стадиона создает эффект присутствия.

Футбол становится высокотехнологичным продуктом. Рано или поздно это бы произошло.